1 Уроки 3ds Max Продвинутый композитинг интерьеров в Eyeon Fusion 3 Вс Окт 03, 2010 8:43 am
Admin
Admin
Часть 2: корректирующие элементы
Теперь, когда основные элементы собраны, пора приступить к дальнейшему композитингу. Когда мы понижали яркость отражений, кое-где они стали слишком темными. Например, на деревянных досках. К счастью, для корректировки этих мест у нас предусмотрен канал MtlID. В нем всего два цвета: красным выделен материал досок, а зеленым - материал темного дерева:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Канал MtlID не сглаживается, поэтому я бы предпочел использовать вместо него Multimatte, но у меня с ним почему-то макс вылетает. Может, вам больше повезет.
Для усиления отражений на материале светлого дерева мы используем пасс RawReflection:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Он очень удобен тем, что не учитывает материалы, а только текстуры. Сила отражений в этом канале всегда одинакова. Подключаем его через ноду Merge в режиме сложения и пропускаем через Color Corrector с очень сильным понижением яркости:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь к ноде Merge нужно подключить MtlID как маску. Просто подключаем ее через синий вход:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Оператором Brightness/Contrast я чуть повысил яркость элемента, чтобы цвета были чистыми.
Настраиваем Merge на восприятие маски из красного канала:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Итог - увеличенная яркость отражений:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Точно таким же образом можно усилить отражения темного дерева.
Пришло время добавить пасс RawTotalLighting. При его использовании нужно осторожно обращаться с металлами: не следует задавать абсолютно черный цвет диффуза. Также следует проявлять осторожность с прозрачными объектами: не следует делать как абсолютно черный диффуз, так и абсолютно белый Refract! Забудьте про чистые цвета. Вот пример неправильного канала RawTotalLighting:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мы видим три черных пятна: на многострадальном хромированном чайнике, где я по ошибке использовал абсолютно черный диффуз, на стеклянной вазе, где стояла абсолютно белая прозрачность, и на воде с черным диффузом. Если это случилось, и вы не хотите делать рендер заново, тогда вам поможет пасс Reflection, наложенный через Add по маске, сделанной из пассов ReflectionFilter и RefractionFilter.
Однако, я исправил эти ошибки еще при рендере, и получил правильный пасс:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Только тени и свет, ничего лишнего. Пасс используется для повышения контраста и выделения теней. С помощью этого пасса можно выделить тени даже в трудных местах, например, на очень темных поверхностях. Итак, присоединяем этот элемент через Merge в режиме Overlay:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Картинка стала очень контрастной. Ослабить влияние пасса можно, уменьшив параметр Blend в ноде Merge до 0.4:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сравниваем детали:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
К сожалению, в этой сцене нет сложных для рендера темных полов, на которых RawTotalLighting проявился бы в полной красе. Вот как выглядит наш проект сейчас:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь сделаем стеклянную перегородку в бассейне, которую я намеренно скрыл при рендере. Дело в том, что сквозь стекло "не проходят" никакие элементы. Все, что находится за стеклом, считается элементом Refraction. Таким образом, мы не смогли бы работать с бассейном по отдельным каналам.
Вернемся в макс и отрендерим стекло регионом. Можно поставить очень низкие настройки, ведь нам нужны будут только слабые отражения. Отключим автоматическое сохранение - по завершении рендера нам нужно будет сохранить только два канала: Glass.VRay_Reflection и Glass.VRay_RefractionFilter.
Подключаем элемент Glass.VRay_Reflection через ноду Merge в режиме сложения. Маской для нее будет служить канал Glass.VRay_RefractionFilter:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Играемся с Color Corrector'ом и прозрачностью Merge - и получаем вполне убедительные не слишком яркие отражения:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Далее с помощью элемента-маски ObjectID и инструмента Color Corrector я повысил контрастность черного металла вытяжки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А с помощью элемента-маски RefractionFilter "облагородил" стеклянную вазу с цветами:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На этом основной композитинг можно считать завершенным.
Часть 3: эффекты
Пришла пора подключить некоторые эффекты. Их набор достаточно разнообразный. Начнем с White Balance: эта нода, как нетрудно догадаться, помогает нам настроить баланс белого, найти ее можно в группе инструментов Color. С ее помощью я чуть-чуть сдвинул баланс в сторону голубого:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Для эффекта Glow нам понадобится плагин GenArts Sapphire. Он предназначен для After Effects, но Fusion понимает почти все его плагины. Устанавливаем плагин для After Effects, затем копируем его файлы в папку фьюжна AEPlugins. Найти эффект можно в AddTool->AE->Sapphire Lighting->S_Glow.
Я использовал два S_Glow подряд с такими настройками:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Первый эффект распространяется на маленькие области (параметр Glow Width), создавая едва заметное свечение, второй - на широкие, создавая ощущение яркости светлых мест. Обратите внимание на параметр Threshold. Именно 32-битное пространство позволяет эффекту правильно определять наиболее яркие места, в которых необходимо проявиться. В 8-битном джипеге это было бы невозможно:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Еще один эффект от Sapphire - S_Tint, найти его можно в AddTool->AE->Sapphire Adjust. Этот эффект позволяет сводить темные либо светлые участки к определенному оттенку. Я свел темные участки к зелено-голубому:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И ограничил маской проявление эффекта только в области окна:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
S_Sharpen (четкость) находится в AddTool->AE->Sapphire Blur+Sharpen. Все параметры равны единице:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С этим эффектом нужно обращаться осторожно, чтобы не испортить края объектов. Мне это удалось не очень хорошо.
Теперь, чтобы "зажечь" лампочки красивым светом, необходимо установить еще один плагин: Knoll Light Factory для After Effects. Перебрасываем файлы в папку AEPlugins и пользуемся им во фьюжне. Смысл плагина в том, что можно создать самые разнообразные линзовые эффекты. Можно пользоваться поставляемыми разработчиками линзами, но я предпочел создать парочку своих:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат всех вышеприведенных эффектов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Несколько слов о DOFе
Хочется сказать пару слов о дефокусе, называемом Depth of Field - или сокращенно DOF, ДОФ. Рассмотрим на примере этой картинки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проще всего его сделать на этапе композитинга. Нам понадобится пасс VRay_ZDepth. Он может доходить до противоположной стены:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А может захватывать небольшой участок:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Второе, что нам понадобится, это замечательный плагин Frischluft Lenscare, который точно так же сделан под After Effects и работает под фьюжном. В него входят два эффекта: Depth of Field и Out of Focus. Так вот нам нужен первый - Depth of Field, поскольку именно к нему можно подключить ZDepth. Настройки крутим по вкусу и получаем такую картину:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Финальная обработка в фотошопе
Цветокоррекцию я предпочитаю делать в фотошопе, в основном потому, что фьюженовский Color Curves мне решительно не нравится, да и с Hue/Saturation в нем обращаться сложнее. Нам осталось окончательно откорректировать яркость и цвета. Во фьюжне создаем финальную ноду Saver (SV на панели инструментов) и указываем сохранение в TIFF под любым именем (не забываем про префикс). Настройки формата:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мы переходим в 8-битное пространство и открываем фотошоп.
Чтобы уменьшить "компьютерность" цветов и выровнять их гамму, я применил корректирующий слой (Layer->New Adjustment Layer) Hue/Saturation. Уменьшаем Saturation (Насыщенность) всех цветовых каналов на минус 90%, и лишь красный (Red) делаем минус 30%, а голубой (Cyan) даже чуть поднимаем. Результат довольно серый, но с голубыми акцентами и явно выраженным рыжим цветом:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь добавляем корректирующий слой Curves и делаем изображение ярче и контрастней:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат стал ярким и веселым, но при этом "компьютерность" цветов стала меньшей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Всеми любимые хроматические аберрации делаем с помощью плагина Digital Film Tools 55mm (можно их через ZDepth накладывать). Только они не должны быть слишком заметными. Вот как они проявляются по краям картинки размером 2400х1600:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Для большей реалистичности добавляем средних размеров шум в темных местах с помощью плагина Nik Software Color Efex Pro:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И вот - финальное изображение готово:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сравниваем:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И еще один:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Еще раз подчеркну, что я только что рассказал концепцию композитинга, которая кому-то может показаться удобной, а кому-то и нет. Для меня это отличная возможность брать под свой контроль все части изображения, а кого-то испугает количество движений, которое необходимо сделать в Fusion, чтобы выстроить проект. Но каждому - свое.
Хочется сказать огромное спасибо Николаю Сенчило (morro) за содействие в изучении рендера и композитинга и Константину Киму (mentor) за прекрасный урок по анимации и композитингу.
Всем удачи!]
Теперь, когда основные элементы собраны, пора приступить к дальнейшему композитингу. Когда мы понижали яркость отражений, кое-где они стали слишком темными. Например, на деревянных досках. К счастью, для корректировки этих мест у нас предусмотрен канал MtlID. В нем всего два цвета: красным выделен материал досок, а зеленым - материал темного дерева:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Канал MtlID не сглаживается, поэтому я бы предпочел использовать вместо него Multimatte, но у меня с ним почему-то макс вылетает. Может, вам больше повезет.
Для усиления отражений на материале светлого дерева мы используем пасс RawReflection:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Он очень удобен тем, что не учитывает материалы, а только текстуры. Сила отражений в этом канале всегда одинакова. Подключаем его через ноду Merge в режиме сложения и пропускаем через Color Corrector с очень сильным понижением яркости:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь к ноде Merge нужно подключить MtlID как маску. Просто подключаем ее через синий вход:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Оператором Brightness/Contrast я чуть повысил яркость элемента, чтобы цвета были чистыми.
Настраиваем Merge на восприятие маски из красного канала:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Итог - увеличенная яркость отражений:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Точно таким же образом можно усилить отражения темного дерева.
Пришло время добавить пасс RawTotalLighting. При его использовании нужно осторожно обращаться с металлами: не следует задавать абсолютно черный цвет диффуза. Также следует проявлять осторожность с прозрачными объектами: не следует делать как абсолютно черный диффуз, так и абсолютно белый Refract! Забудьте про чистые цвета. Вот пример неправильного канала RawTotalLighting:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мы видим три черных пятна: на многострадальном хромированном чайнике, где я по ошибке использовал абсолютно черный диффуз, на стеклянной вазе, где стояла абсолютно белая прозрачность, и на воде с черным диффузом. Если это случилось, и вы не хотите делать рендер заново, тогда вам поможет пасс Reflection, наложенный через Add по маске, сделанной из пассов ReflectionFilter и RefractionFilter.
Однако, я исправил эти ошибки еще при рендере, и получил правильный пасс:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Только тени и свет, ничего лишнего. Пасс используется для повышения контраста и выделения теней. С помощью этого пасса можно выделить тени даже в трудных местах, например, на очень темных поверхностях. Итак, присоединяем этот элемент через Merge в режиме Overlay:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Картинка стала очень контрастной. Ослабить влияние пасса можно, уменьшив параметр Blend в ноде Merge до 0.4:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сравниваем детали:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
К сожалению, в этой сцене нет сложных для рендера темных полов, на которых RawTotalLighting проявился бы в полной красе. Вот как выглядит наш проект сейчас:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь сделаем стеклянную перегородку в бассейне, которую я намеренно скрыл при рендере. Дело в том, что сквозь стекло "не проходят" никакие элементы. Все, что находится за стеклом, считается элементом Refraction. Таким образом, мы не смогли бы работать с бассейном по отдельным каналам.
Вернемся в макс и отрендерим стекло регионом. Можно поставить очень низкие настройки, ведь нам нужны будут только слабые отражения. Отключим автоматическое сохранение - по завершении рендера нам нужно будет сохранить только два канала: Glass.VRay_Reflection и Glass.VRay_RefractionFilter.
Подключаем элемент Glass.VRay_Reflection через ноду Merge в режиме сложения. Маской для нее будет служить канал Glass.VRay_RefractionFilter:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Играемся с Color Corrector'ом и прозрачностью Merge - и получаем вполне убедительные не слишком яркие отражения:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Далее с помощью элемента-маски ObjectID и инструмента Color Corrector я повысил контрастность черного металла вытяжки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А с помощью элемента-маски RefractionFilter "облагородил" стеклянную вазу с цветами:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На этом основной композитинг можно считать завершенным.
Часть 3: эффекты
Пришла пора подключить некоторые эффекты. Их набор достаточно разнообразный. Начнем с White Balance: эта нода, как нетрудно догадаться, помогает нам настроить баланс белого, найти ее можно в группе инструментов Color. С ее помощью я чуть-чуть сдвинул баланс в сторону голубого:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Для эффекта Glow нам понадобится плагин GenArts Sapphire. Он предназначен для After Effects, но Fusion понимает почти все его плагины. Устанавливаем плагин для After Effects, затем копируем его файлы в папку фьюжна AEPlugins. Найти эффект можно в AddTool->AE->Sapphire Lighting->S_Glow.
Я использовал два S_Glow подряд с такими настройками:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Первый эффект распространяется на маленькие области (параметр Glow Width), создавая едва заметное свечение, второй - на широкие, создавая ощущение яркости светлых мест. Обратите внимание на параметр Threshold. Именно 32-битное пространство позволяет эффекту правильно определять наиболее яркие места, в которых необходимо проявиться. В 8-битном джипеге это было бы невозможно:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Еще один эффект от Sapphire - S_Tint, найти его можно в AddTool->AE->Sapphire Adjust. Этот эффект позволяет сводить темные либо светлые участки к определенному оттенку. Я свел темные участки к зелено-голубому:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И ограничил маской проявление эффекта только в области окна:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
S_Sharpen (четкость) находится в AddTool->AE->Sapphire Blur+Sharpen. Все параметры равны единице:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С этим эффектом нужно обращаться осторожно, чтобы не испортить края объектов. Мне это удалось не очень хорошо.
Теперь, чтобы "зажечь" лампочки красивым светом, необходимо установить еще один плагин: Knoll Light Factory для After Effects. Перебрасываем файлы в папку AEPlugins и пользуемся им во фьюжне. Смысл плагина в том, что можно создать самые разнообразные линзовые эффекты. Можно пользоваться поставляемыми разработчиками линзами, но я предпочел создать парочку своих:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат всех вышеприведенных эффектов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Несколько слов о DOFе
Хочется сказать пару слов о дефокусе, называемом Depth of Field - или сокращенно DOF, ДОФ. Рассмотрим на примере этой картинки:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проще всего его сделать на этапе композитинга. Нам понадобится пасс VRay_ZDepth. Он может доходить до противоположной стены:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А может захватывать небольшой участок:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Второе, что нам понадобится, это замечательный плагин Frischluft Lenscare, который точно так же сделан под After Effects и работает под фьюжном. В него входят два эффекта: Depth of Field и Out of Focus. Так вот нам нужен первый - Depth of Field, поскольку именно к нему можно подключить ZDepth. Настройки крутим по вкусу и получаем такую картину:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Финальная обработка в фотошопе
Цветокоррекцию я предпочитаю делать в фотошопе, в основном потому, что фьюженовский Color Curves мне решительно не нравится, да и с Hue/Saturation в нем обращаться сложнее. Нам осталось окончательно откорректировать яркость и цвета. Во фьюжне создаем финальную ноду Saver (SV на панели инструментов) и указываем сохранение в TIFF под любым именем (не забываем про префикс). Настройки формата:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мы переходим в 8-битное пространство и открываем фотошоп.
Чтобы уменьшить "компьютерность" цветов и выровнять их гамму, я применил корректирующий слой (Layer->New Adjustment Layer) Hue/Saturation. Уменьшаем Saturation (Насыщенность) всех цветовых каналов на минус 90%, и лишь красный (Red) делаем минус 30%, а голубой (Cyan) даже чуть поднимаем. Результат довольно серый, но с голубыми акцентами и явно выраженным рыжим цветом:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь добавляем корректирующий слой Curves и делаем изображение ярче и контрастней:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Результат стал ярким и веселым, но при этом "компьютерность" цветов стала меньшей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Всеми любимые хроматические аберрации делаем с помощью плагина Digital Film Tools 55mm (можно их через ZDepth накладывать). Только они не должны быть слишком заметными. Вот как они проявляются по краям картинки размером 2400х1600:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Для большей реалистичности добавляем средних размеров шум в темных местах с помощью плагина Nik Software Color Efex Pro:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И вот - финальное изображение готово:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сравниваем:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И еще один:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Еще раз подчеркну, что я только что рассказал концепцию композитинга, которая кому-то может показаться удобной, а кому-то и нет. Для меня это отличная возможность брать под свой контроль все части изображения, а кого-то испугает количество движений, которое необходимо сделать в Fusion, чтобы выстроить проект. Но каждому - свое.
Хочется сказать огромное спасибо Николаю Сенчило (morro) за содействие в изучении рендера и композитинга и Константину Киму (mentor) за прекрасный урок по анимации и композитингу.
Всем удачи!]