1 Уроки Poser Композиция, треугольники, Золотое сечение Вс Окт 03, 2010 7:01 pm
Admin
Admin
Тут в одной из тем Скарабей говорил о правиле треугольника в композиции. Ну я и решила немного развернуть данную тему. Вдруг кому покажется интересным...
Под этим самым треугольником подразумевается не какой-то конкретный, непоколебимо одинаковый во всех картинах треугольник, а просто три точки, которые держат на себе композицию и не дают ей развалится.
Найти эти три точки в картине довольно просто. Нужно прищурится так, чтобы картина оказалась вне фокуса зрения, расплылась и превратилась из конкретного сюжета в набор цветовых пятен. Три самых ярких пятна и будут являтся вершинами композиционного треугольника. Для примера я обычно над Мона Лизой измываюсь, но на сей раз раз решила с Мадонной Литой поэкспериментировать. Да и нравится она мне, если честно, больше, чем Джаконда.
Вобщем так, смотрим на картину, собираем глазки в кучку, находим три самых ярких пятна. В данном случае этими пятнами будут лоб мадонны, спина младенца и голубая накидка на левом плече матери. Теперь рассматриваем, что же нам это всё даёт. Оказывается всё действие картины происходит как раз в педелах треугольника, образованного этими тремя точками: мать кормит младенца. Всё же, что находится за его переделами – это просто фон, подчёркивающий действие, создающий атмосферу, но не несущий смысловой нагрузки.
Ну и что, мать кормит младенца. Сюжет банален. И до Да Винчи и после тысячи художников изображали подобное. Но что-то есть в этой картине, что притягивает взгляд и заставляет разглядывать её снова и снова. Для меня это лицо Мадонны... даже не лицо, а скорее её эмоции. С одной стороны та всепоглащающая нежнось, с которой она смотрит на своё чадо, с другой глубокая грусть, так как она знает, какая судьба уготована её сыну.
Ну ладно, хватит лирики, вернёмся к сухой логике: в художественном полотне, как и в музыкальном или литературном произведении должна быть кульминация, то есть та изюминка, что заставит зрителя не пройти мимо работы, а остановится перед ней. И скорее всего этот трюк удастся, если основной изюм будет расположен где-то в районе верхней точки композиционного треугольника. Можно, конечно, поэксперементировать и насыпать изюму в другом месте, но тут уж может случится, что зритель отвернётся раньше, чем заметит этот изюм.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь о треугольниках в общем и Золотом сечении в частности.
Идеальной, по идее, будет композиция, вписанная в равнобедренный треугольник, то есть абсолютно симметричная композиция. Но это только по идее... На самом же деле в большинстве случаев это провальное композиционное решение. Почему? Всё очень просто:
а) Со стороны человеческой физиологогии, чтобы расшебуршить зрительный нерв и заставить обратить на что-то внимание неоходим внешний раздрожитель, абсолютная симметрия является скорее успокаивающим фактором, то есть даже если и цветовые пятна привлекут внимание к картинке, то симметрия композиции быстренько сведёт все на нет.
б) Со стороны психологии, мы привыкли восхищаться совершенством и красотой природы, а в природе отсутствует абсолютная симметрия и с этой точки зрения симметричная композиция воспринимается уже на подсознательном уровне, как нечто неестественное, а значит и некрасивое.
Отсюда и частые комментарии на художественных форумах и галереях (2Д или 3Д не важно) типа: « У тебя такой-то объект находится точно по середине, надо бы его немного сдвинуть».
Но всё это не значит, что симметричная композиция совсем не имеет права на жизнь. С внесением лёгкой асимметрии (слегка сдвинуть верхнюю точку композиционного треугольника) она неплохо работает в натюрмортах (особенно с очень большим количеством объектов) и в семейных портретах, то есть в тех картинах, которые принято вешать на стены в жилых помещения и которые не должны мозолить глаза. Симметричная композиция имела большой успех во времена французского классицизма и маньеризма (героические портреты королей и герцогов, бытовые сценки из жизни пастушек и пастушков).
Теперь возникает вопрос о сдвигании верхней точки треугольника : слегка – это как? 2 см, 3 см? Ну тут всё зависит от поставленых задач. Чем ближе эта точка к центру, тем статичнее и спокойнее смотрится картина. Чем дальше эта верхняя точка от центра, тем больше появляется динамики и движения в картине, но при этом и сама композиция «заваливается», но и это «заваливание» вполне можно компенсировать (каким образом, это мы рассмитрим попозже).
Идеальной в этом плане для нормального человеческого восприятия будет композиция, расчитанная по правилу Золотого сечения (отрезок a соотносится к b так же, как a+b к a). Эта композиция не будет вызывать сонного спокойствия и недвижимости Египетских пирамид, но и компенсировать «завалы» ещё не надо.
Между двумя нижними композиционными точками, назовём их А и В, проводим отрезок. Из точки В перпендикулярно нашему отрезку АВ строим отрезок, равный половине АВ и ставим точку С. С и А соединяем. Получился прямоугольный треугольник. На его гипотенузу (АС) переносим длину отрезка ВС, ставим точку D. Теперь переносим длину отрезка АD на наш отрезок АВ и ставим точку Е. Вот мы и поделили отрезок АВ по правилу золотого сечения. Теперь нам надо найти третью (верхнюю точку) композиционного треугольника, иначе кудаж нам изюмину-то класть.
Из точки Е перпендикулярно АВ откладываем отрезок равный АЕ (а) - вот она третья точка для горизонтального полотна (F). Или же отрезок а+b для вертикального – точка F1.
Леонардо Да Винчи тоже пользовался правилом Золотого сечения в своих работах - «Золотой спиралью».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Диагональная композиция и компенсирующие точки.
Чем дальше от центра смещается верхняя точка композиционного треугольника, тем сильнее «заваливается» композиция, так как вместе с ней и основное «действо» смещается в ту или иную сторону, оставляя пустое, ничем не заполненное пространство. Но иногда по замыслу произведения основное действие должно быть смещено в какую-то сторону, так что же делать? Компенсировать. Вставить образовавшееся пустое место более светлое или яркое цветовое пятно, объект или несколько объектов принимающих апосредованное участие в основном действии. То есть, если мы скучкуем глазки, чтобы всё расплылось, то это пятно или объект будет образовывать как бы четвёртую точку, она не должна спорить с композиционным треугольником, но при этом достаточно отвлекать на себя внимания, чтобы востановить гармонию в картине и визуально компенсировать «завал» композиции. Работу компенсирующих элементов хорошо можно продемонстрировать на картинах Петера Пауля Рубенса.
В эпоху Барокко в моду вошли не только женщины «в теле», но и предметы изобразительного искусства, иллюстрирующие бурные эмоции и движение человеческих масс. Поэтому, чтобы максимально выразить динамику в картине, большое распространение получила диагональная композиция: композиционный треугольник расколбашен так, что одна из его точек находится в нижнем углу полотна, а верхняя в противоположном ему верхнем углу картины, то есть ребро между двумя этими точками является диагональю прямоугольника холста. На картине «Избиение младенцев» основное действие лежит в треугольнике, образованном светло-голубой юбкой ближе к левому нижнему углу, попкой убитого младенца в правом нижнем углу и торсом мужика ближе к правому верхнему углу. Кульминация сцены (мужик, собирающийся швырнуть младенца о земь) там же – в правом верхнем углу. Компенсируется весь этот сдвиг куском светлого неба в левом верхнем углу. Небо почти такое же светлое, как и голубая юбка, но всё-таки с юбкой оно не «спорит».
При таком «радикальном» композиционном решении сложно разместить действие картины точно в треугольнике, точнее если это сделать, то уже никакие компенсирующие элементы не помогут против «завала». В этом случае основное действие так же кучкуется на диагонали. Поэтому диагональную композицию рассматривают и не как «треугольную», а скорее как просто диагональ (линию) на которой всё сосредаточено, включая кульминацию, а компенсирующие элементы расположены в верхнем и нижнем противоположных углах. Посмотрите на картину «казнь святого Степана» (справа от «Младенцев»). Все головы персонажей и замахивающиеся руки расположены по диагонали. Компенсируют это дело группа ангелов слева сверху и два товарища в белых рубахах справа снизу. На диагонали же, но не строго в центре, находится и кульминация: голова святого, на которую надевают золотой лавровый венец.
Уменьшенное изображение 88% [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ну вобщем-то вот и всё. Ещё хотелось бы обратить внимание, что диагональная композиция во времена Барокко использовалась даже в натюрмортах. Но это скорее была дань моде, чем необходимость. Вот для примера две работы Яна Двидса де Хема.
Первая с «классическим» голландским натюрмортом, вторая с не мение голландским, но всё же слегка нестандартным засчёт почти диагональной композиции натюрмортом. «Гвоздём программы» в данном случае является... гвоздь. Нет, конечно, основная нагрузка лежит на фруктах и кувшине, но бороться с такой кучей «конкретики» стена даже сильно освещённая и «высветленная» не в состоянии, так как глазу на ней зацепится нечему. Поэтому в качестве компенсирующего элемента здесь и выступает тёмный гвоздь на световом пятне стены.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
--------------------
Улыбаться - это всегда немного показывать зубы [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]. (© Пёсик Фафик)]
Под этим самым треугольником подразумевается не какой-то конкретный, непоколебимо одинаковый во всех картинах треугольник, а просто три точки, которые держат на себе композицию и не дают ей развалится.
Найти эти три точки в картине довольно просто. Нужно прищурится так, чтобы картина оказалась вне фокуса зрения, расплылась и превратилась из конкретного сюжета в набор цветовых пятен. Три самых ярких пятна и будут являтся вершинами композиционного треугольника. Для примера я обычно над Мона Лизой измываюсь, но на сей раз раз решила с Мадонной Литой поэкспериментировать. Да и нравится она мне, если честно, больше, чем Джаконда.
Вобщем так, смотрим на картину, собираем глазки в кучку, находим три самых ярких пятна. В данном случае этими пятнами будут лоб мадонны, спина младенца и голубая накидка на левом плече матери. Теперь рассматриваем, что же нам это всё даёт. Оказывается всё действие картины происходит как раз в педелах треугольника, образованного этими тремя точками: мать кормит младенца. Всё же, что находится за его переделами – это просто фон, подчёркивающий действие, создающий атмосферу, но не несущий смысловой нагрузки.
Ну и что, мать кормит младенца. Сюжет банален. И до Да Винчи и после тысячи художников изображали подобное. Но что-то есть в этой картине, что притягивает взгляд и заставляет разглядывать её снова и снова. Для меня это лицо Мадонны... даже не лицо, а скорее её эмоции. С одной стороны та всепоглащающая нежнось, с которой она смотрит на своё чадо, с другой глубокая грусть, так как она знает, какая судьба уготована её сыну.
Ну ладно, хватит лирики, вернёмся к сухой логике: в художественном полотне, как и в музыкальном или литературном произведении должна быть кульминация, то есть та изюминка, что заставит зрителя не пройти мимо работы, а остановится перед ней. И скорее всего этот трюк удастся, если основной изюм будет расположен где-то в районе верхней точки композиционного треугольника. Можно, конечно, поэксперементировать и насыпать изюму в другом месте, но тут уж может случится, что зритель отвернётся раньше, чем заметит этот изюм.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Теперь о треугольниках в общем и Золотом сечении в частности.
Идеальной, по идее, будет композиция, вписанная в равнобедренный треугольник, то есть абсолютно симметричная композиция. Но это только по идее... На самом же деле в большинстве случаев это провальное композиционное решение. Почему? Всё очень просто:
а) Со стороны человеческой физиологогии, чтобы расшебуршить зрительный нерв и заставить обратить на что-то внимание неоходим внешний раздрожитель, абсолютная симметрия является скорее успокаивающим фактором, то есть даже если и цветовые пятна привлекут внимание к картинке, то симметрия композиции быстренько сведёт все на нет.
б) Со стороны психологии, мы привыкли восхищаться совершенством и красотой природы, а в природе отсутствует абсолютная симметрия и с этой точки зрения симметричная композиция воспринимается уже на подсознательном уровне, как нечто неестественное, а значит и некрасивое.
Отсюда и частые комментарии на художественных форумах и галереях (2Д или 3Д не важно) типа: « У тебя такой-то объект находится точно по середине, надо бы его немного сдвинуть».
Но всё это не значит, что симметричная композиция совсем не имеет права на жизнь. С внесением лёгкой асимметрии (слегка сдвинуть верхнюю точку композиционного треугольника) она неплохо работает в натюрмортах (особенно с очень большим количеством объектов) и в семейных портретах, то есть в тех картинах, которые принято вешать на стены в жилых помещения и которые не должны мозолить глаза. Симметричная композиция имела большой успех во времена французского классицизма и маньеризма (героические портреты королей и герцогов, бытовые сценки из жизни пастушек и пастушков).
Теперь возникает вопрос о сдвигании верхней точки треугольника : слегка – это как? 2 см, 3 см? Ну тут всё зависит от поставленых задач. Чем ближе эта точка к центру, тем статичнее и спокойнее смотрится картина. Чем дальше эта верхняя точка от центра, тем больше появляется динамики и движения в картине, но при этом и сама композиция «заваливается», но и это «заваливание» вполне можно компенсировать (каким образом, это мы рассмитрим попозже).
Идеальной в этом плане для нормального человеческого восприятия будет композиция, расчитанная по правилу Золотого сечения (отрезок a соотносится к b так же, как a+b к a). Эта композиция не будет вызывать сонного спокойствия и недвижимости Египетских пирамид, но и компенсировать «завалы» ещё не надо.
Между двумя нижними композиционными точками, назовём их А и В, проводим отрезок. Из точки В перпендикулярно нашему отрезку АВ строим отрезок, равный половине АВ и ставим точку С. С и А соединяем. Получился прямоугольный треугольник. На его гипотенузу (АС) переносим длину отрезка ВС, ставим точку D. Теперь переносим длину отрезка АD на наш отрезок АВ и ставим точку Е. Вот мы и поделили отрезок АВ по правилу золотого сечения. Теперь нам надо найти третью (верхнюю точку) композиционного треугольника, иначе кудаж нам изюмину-то класть.
Из точки Е перпендикулярно АВ откладываем отрезок равный АЕ (а) - вот она третья точка для горизонтального полотна (F). Или же отрезок а+b для вертикального – точка F1.
Леонардо Да Винчи тоже пользовался правилом Золотого сечения в своих работах - «Золотой спиралью».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Диагональная композиция и компенсирующие точки.
Чем дальше от центра смещается верхняя точка композиционного треугольника, тем сильнее «заваливается» композиция, так как вместе с ней и основное «действо» смещается в ту или иную сторону, оставляя пустое, ничем не заполненное пространство. Но иногда по замыслу произведения основное действие должно быть смещено в какую-то сторону, так что же делать? Компенсировать. Вставить образовавшееся пустое место более светлое или яркое цветовое пятно, объект или несколько объектов принимающих апосредованное участие в основном действии. То есть, если мы скучкуем глазки, чтобы всё расплылось, то это пятно или объект будет образовывать как бы четвёртую точку, она не должна спорить с композиционным треугольником, но при этом достаточно отвлекать на себя внимания, чтобы востановить гармонию в картине и визуально компенсировать «завал» композиции. Работу компенсирующих элементов хорошо можно продемонстрировать на картинах Петера Пауля Рубенса.
В эпоху Барокко в моду вошли не только женщины «в теле», но и предметы изобразительного искусства, иллюстрирующие бурные эмоции и движение человеческих масс. Поэтому, чтобы максимально выразить динамику в картине, большое распространение получила диагональная композиция: композиционный треугольник расколбашен так, что одна из его точек находится в нижнем углу полотна, а верхняя в противоположном ему верхнем углу картины, то есть ребро между двумя этими точками является диагональю прямоугольника холста. На картине «Избиение младенцев» основное действие лежит в треугольнике, образованном светло-голубой юбкой ближе к левому нижнему углу, попкой убитого младенца в правом нижнем углу и торсом мужика ближе к правому верхнему углу. Кульминация сцены (мужик, собирающийся швырнуть младенца о земь) там же – в правом верхнем углу. Компенсируется весь этот сдвиг куском светлого неба в левом верхнем углу. Небо почти такое же светлое, как и голубая юбка, но всё-таки с юбкой оно не «спорит».
При таком «радикальном» композиционном решении сложно разместить действие картины точно в треугольнике, точнее если это сделать, то уже никакие компенсирующие элементы не помогут против «завала». В этом случае основное действие так же кучкуется на диагонали. Поэтому диагональную композицию рассматривают и не как «треугольную», а скорее как просто диагональ (линию) на которой всё сосредаточено, включая кульминацию, а компенсирующие элементы расположены в верхнем и нижнем противоположных углах. Посмотрите на картину «казнь святого Степана» (справа от «Младенцев»). Все головы персонажей и замахивающиеся руки расположены по диагонали. Компенсируют это дело группа ангелов слева сверху и два товарища в белых рубахах справа снизу. На диагонали же, но не строго в центре, находится и кульминация: голова святого, на которую надевают золотой лавровый венец.
Уменьшенное изображение 88% [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ну вобщем-то вот и всё. Ещё хотелось бы обратить внимание, что диагональная композиция во времена Барокко использовалась даже в натюрмортах. Но это скорее была дань моде, чем необходимость. Вот для примера две работы Яна Двидса де Хема.
Первая с «классическим» голландским натюрмортом, вторая с не мение голландским, но всё же слегка нестандартным засчёт почти диагональной композиции натюрмортом. «Гвоздём программы» в данном случае является... гвоздь. Нет, конечно, основная нагрузка лежит на фруктах и кувшине, но бороться с такой кучей «конкретики» стена даже сильно освещённая и «высветленная» не в состоянии, так как глазу на ней зацепится нечему. Поэтому в качестве компенсирующего элемента здесь и выступает тёмный гвоздь на световом пятне стены.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
--------------------
Улыбаться - это всегда немного показывать зубы [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]. (© Пёсик Фафик)]